Лфк при заболеваниях органов дыхания
В настоящее время патологические состояния со стороны органов дыхательной системы занимают первое место в структуре заболеваемости.
Одними из наиболее часто регистрируемых заболеваний являются ХОБЛ и воспаление легких. Учитывая тяжесть состояния, пациенты с указанными патологиями нуждаются в комплексной терапии.
Лечебная физкультура является неотъемлемой составляющей лечения таких больных.
Основные задачи ЛФК
Лечебная физическая культура относится к методам терапии и реабилитации при помощи специальных физических упражнений, которые подобраны индивидуально для каждого пациента. Область применения данного вида лечения довольно объемная. Ее назначают при ишемическом заболевании сердца, гипертонии, после травм и оперативных вмешательств, при нарушениях со стороны ЦНС.
Лфк при заболеваниях органов дыхания применяется с целью нормализации функции внешнего дыхания, а также активирует иммунную систему, улучшает кровообращение в поврежденных участках, уменьшает воспалительный процесс и бронхоспазм, способствует улучшению отхождения мокроты и в целом укрепляюще воздействуют на организм. Поскольку лечебные физические процедуры оказывают весомое влияние на восстановление физиологического типа дыхания, их применение особо рекомендуется лицам с хроническими заболеваниями органов дыхательной системы.
Виды лечебных физических процедур
ЛФК включает в себя большое количество разнообразных методов терапии, выбирать их необходимо, полагаясь на характер основного заболевания, а также оценивая общее состояние пациента.
Перечень основных лечебных упражнений:
- Гимнастические: дыхательные и костно-мышечные.
- Спортивно-прикладные.
- Подвижные или спортивные игры.
Гимнастические упражнения являются весомой составляющей ЛФК при заболевании органов дыхательной системы. Различают статистические тренировки, заключающиеся в правильной постановке дыхания, и динамические, при которых к дыхательным упражнениям присоединяются еще и движения верхней частью туловища.
Лечебные тренировки во время пневмонии (постельный режим)
Занятия физическими упражнениями при заболеваниях легких пациентам допускаются с третьих или пятых суток от начала заболевания, после нормализации общей температуры тела и при уменьшении клинической симптоматики воспалительного процесса. В этот период допустимо выполнение дыхательных и динамических (задействованы малые и средние мышечные группы) тренировок.
При выполнении этих упражнений человек ложится на спину или поворачивается набок. Лечебная зарядка заключается в совмещении диафрагмального дыхания с поднятием или отведением рук (ног) пациента при вдохе, с последующим возвращением в исходное положение.
При проведении дыхательной гимнастики, важно контролировать ЧСС: она не должна повышаться более чем на 5–10 ударов/мин по сравнению со значениями, измеренными до проведения ЛФК.
Лечебные тренировки во время пневмонии (палатный и общий режимы)
Пациент переводится на палатный или полупостельный режим уже на пятый или седьмой день лечения. Комплекс упражнений остается таким же, как и вначале занятий, однако увеличивается их частота от восьми до десяти раз, а средняя продолжительность достигает 15–30 минут.
Зарядку можно выполнять сидя или стоя, к перечисленным ранее упражнениям добавляется ходьба, так задействуются крупные группы мышц. Во время лечебной тренировки частота пульса может вырасти на 10–15 ударов/минуту от исходного уровня.
Следующий этап расширения режима происходит не ранее, чем на 7–10 дни. Пациентам разрешено заниматься на тренажерах, увеличивать длительность пеших прогулок.
Комплекс дыхательных упражнений остается прежним, но возрастает нагрузка и продолжительность занятия (в среднем до 40 минут), при этом допустимо увеличение ЧСС до 100 ударов/минуту.
Тренировки выполняются из исходной позиции стоя с использованием гимнастической палки или гимнастического набивного мяча.
Лечебные тренировки при плеврите
Плеврит – болезнь, которая связана с появлением на поверхности плевры фибрина или накоплением жидкости в ее полости. Выбор метода ЛФК напрямую зависит от формы заболевания.
Кроме перечисленных выше свойств, лечебная физкультура оказывает существенную роль в предотвращении формирования спаек и фиброзных тяжей при воспалении плевральных листков.
Основная задача лечебных упражнений заключается в повышении экскурсии легких, поскольку это приводит к растягиванию плевры.
Заниматься лечебной гимнастикой при плеврите разрешается со вторых или третьих суток от начала лечения. Чтобы предотвратить формирование спаек, пациентам рекомендовано выполнять наклоны верхней части туловища вбок, противоположный пораженной стороне, при этом сочетать их попеременно с вдохом и выдохом.
Вначале упражнения выполняются с малой интенсивностью, но по мере улучшения состояния пациента и расширения режима, увеличивается продолжительность занятий и уменьшается их количество на протяжении суток.
Лечебные тренировки при хронических заболеваниях
Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания с хроническим течением сходна по основным принципам с методами ЛФК при острых состояниях, однако имеет и свои особенности.
При эмфиземе легких к указанным тренировкам добавляют упражнения, основанные вначале на расслаблении мышц ног, а затем и рук, грудной клетки. Такую процедуру необходимо выполнять несколько раз на день.
Важно также проводить тренировки, направленные на усиление вибрации грудной клетки: статистические дыхательные упражнения сочетают с произношением слов, которые содержат букву «р». Эта процедура оказывает сильное влияние на улучшение отхождения мокроты.
Еще один способ, обладающий отхаркивающим действием – дренажные упражнения. Во время их выполнения увеличивается отхождение бронхиального секрета, а также уменьшается его накопление. Достигается этот эффект при принятии пациентом характерного положения: человек ложится на спину так, чтобы уровень таза находился выше уровня головы (поза Тренделенбурга).
Необходимо учитывать, что такое положение может приводить к повышению внутричерепного давления, увеличивать риск у людей с сердечно-сосудистой патологией. Категорически противопоказано проводить дренажные упражнения людям, перенесшим черепно-мозговые травмы и страдающим заболеваниями головного мозга.
Противопоказания
Несмотря на то что курсы реабилитации рекомендуется проходить всем пациентам с дыхательными расстройствами, не всегда это становится возможным. Поэтому проведение ЛФК при заболеваниях дыхательной системы также имеет ряд противопоказаний:
- ДН III ст.
- Присутствие у больного кровохарканья.
- Не купирующийся астматический приступ.
- Накопление в полости плевры большого объема жидкости.
- Ателектаз легких.
- Выраженная одышка.
- Учащение сердцебиений более 120 ударов/мин.
- Фебрильная температура тела (выше 38 градусов).
Дыхательная гимнастика при заболеваниях органов дыхания назначается лечащим врачом пациенту лишь при отсутствии у него всех вышеуказанных состояний, поскольку выполнение лечебной физкультуры в данном случае значительно усугубит ситуацию.
Лечебный массаж: общие сведения
Массаж при заболеваниях органов дыхания применяется с целью рефлекторного воздействия на респираторную систему. Такая процедура стимулирует поступление кислорода и устраняет гипоксию. Массирование области грудной клетки ускоряет рассасывание воспалительного очага, укрепляются дыхательные мышцы, предотвращает развитие спаечного процесса.
Различают следующее виды массажа, которые направлены на улучшение отхождения мокроты:
- Перкуссионный. Принцип методики данного вида заключается в поколачивании ладонью в области грудной клетки. Эффективность его заключается в резком сжатии воздуха между поверхностью грудной клетки и ладони, что приводит к отслоению мокроты от стенок бронхов.
- Вибрационный. Часто назначается пациентам при пневмонии и заключается он в выполнении быстрых вибрационных движений ладонями обеих рук, при их наложении на поверхность грудной клетки.
Обычно оба вида массажа сочетают с дренажными упражнениями за счет увеличения эффективности процедуры.
Противопоказаниями для проведения данных видов массажа являются наличие у пациента кровотечений или выпотов в плевральные полости, сердечной и легочной недостаточности, а также эмпиемы или онкологических заболеваний.
Принцип проведения массажа при пневмонии
С первых дней процедур, массированию подвергается передняя и боковые поверхности грудной клетки с помощью поглаживания и растирания. Спустя 2–4 дня можно проводить массирование и задней поверхности грудной клетки. К поглаживанию и растиранию добавляют похлопывание или поколачивание в надлопаточной области и боковых отделах.
Массаж проводится с растущей интенсивностью, в среднем его курс занимает 12–15 дней. Продолжительность одной процедуры обычно составляет 7–10 минут, по ее завершении пациенту рекомендуют выполнить комплекс дыхательных упражнений.
ЛФК и массаж при заболеваниях органов дыхательной системы входят в курс реабилитации и эффективно дополняют основное лечение. Упражнения подбираются для каждого пациента в индивидуальном порядке и соответствуют его возрасту, тяжести состояния и виду заболевания.
Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/drugie-zabolevaniya/lfk-pri-zabolevaniyax-organov-dyxaniya.html
Двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания
Двигательная терапия при заболеваниях органов дыхания
Основными принципами физической реабилитации при заболеваниях органов дыхания являются раннее начало ее и непрерывность, комплексность и рациональность сочетания восстановительных мероприятий, учет клинических особенностей заболевания, индивидуальных качеств пациента, его психологических и моральных факторов, физической подготовленности, условий труда и быта, а также прогнозирование исходов реабилитации. Большое значение для эффективности восстановительного лечения имеет этапное проведения реабилитационных мероприятий, которые осуществляются в стационаре, реабилитационном центре, санатории и поликлинике.
Общие задачи:
• регресс обратимых процессов;
• стабилизация необратимых изменений;
• восстановление или повышение функции внешнего дыхания;
• улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и защитных свойств организма;
• повышение психологического статуса;
• повышение толерантности к физическим нагрузкам.
Лечебные факторы, применяемые в реабилитации пульмонологических больных, включают в себя прежде всего медикаментозную терапию, физиотерапевтические методы и средства лечебной физкультуры, основными принципами которых являются безопасность, адекватность, регулярность, достаточность по объему и интенсивности.
В основе индивидуальных программ восстановительного лечения при заболеваниях органов дыхания лежат толерантность пациента к физическим нагрузкам, изменения функции внешнего дыхания, а следовательно, патоморфологические изменения в органах дыхания, нарушения механики дыхания, перфузионно-вентиляционные нарушения, миофасциальные изменения.
Применяемые в начале курса ЛФК физические нагрузки состоят из упражнений, выполняемых в аэробном режиме низкой интенсивности (40–50% аэробной способности). В последующие периоды лечения интенсивность нагрузок возрастает до 60–75% аэробной мощности, при этом работа осуществляется в аэробном и в аэробно-анаэробном режимах.
Исходя из данных оценки толерантности к физическим нагрузкам, различают четыре степени двигательных возможностей пациента и в соответствии с ними – четыре двигательных режима.
I степень (щадящий двигательный режим): резкое снижение двигательных возможностей, одышка при привычной физической нагрузке, снижение функции внешнего дыхания III степени, легочная гипертензия II–III стадии, пороговая нагрузка (при велоэргометрической пробе) – 50 Вт и ниже.
II степень (щадяще-тренирующий двигательный режим): значительное снижение двигательных возможностей, одышка при ходьбе в ускоренном темпе или при среднем темпе при подъеме по лестнице, снижение ФВД II степени, легочная гипертензия I–II стадии, пороговая нагрузка у мужчин 51–100 Вт, у женщин – 51–85 Вт.
III степень (щадяще-тренирующий, переход к тренирующему режиму): умеренное снижение двигательных возможностей, одышка при быстром подъеме по лестнице или беге трусцой, снижение ФВД I степени, легочная гипертензия I стадии, пороговая нагрузка 101–150 Вт у мужчин и 86–125 Вт и более у женщин.
IV степень (тренирующий режим): небольшое снижение двигательных возможностей, одышка при быстром подъеме по лестнице, медленном беге, снижение ФВД 0–I ст., пороговая нагрузка у мужчин 150 Вт и более, у женщин 125 Вт и более.
Лечебная физкультура (ЛФК) противопоказана в острый период заболевания бронхолегочной системы, сопровождающийся высокой температурой тела; при кровотечении, легочно-сердечной недостаточности II–III степени, при «легочном сердце» с симптомами декомпенсации, онкологических заболевания легких и других органов (кроме случаев, когда пациент готовится к хирургической операции).
Выбор физических упражнений ЛГ определяется особенностями нарушения функции внешнего дыхания у данного пациента, т.е. наличием нарушений проходимости воздухопроводящих путей (ВПП) или ограничением дыхательной поверхности легких, или тех и других одновременно.
Внимание
Для устранения обструктивных изменений используются упражнения в расслаблении мышц и удлинении, углублении выдоха. Для борьбы с рестриктивными нарушениями необходимы упражнения с углублением вдоха, т.е.
упражнения противоположного действия. Дыхание с замедленным и удлиненным выдохом способствует увеличению давления на стенки бронхов и снижает линейное давление и, следовательно, препятствует сужению ВПП.
Поэтому исследование ФВД необходимо проводить каждому пациенту с заболеваниями органов дыхания для исключения ошибок в выборе упражнений и контроля эффективности лечения.
Внешнее дыхание – совокупность физиологических механизмов, обеспечивающих обмен газов между наружным (атмосферным) воздухом и кровью легочных капилляров.
Осуществляется сокращением дыхательной мускулатуры, дыхательными движениями грудной клетки, дыхательной функцией плевры, проведением воздуха (вдыхаемого и выдыхаемого) по ВПП, диффузией газов (кислорода, углекислоты) через легочную мембрану, нервной регуляцией дыхательных движений, корреляцией между вентиляцией и кровообращением в отдельных участках легких.
Внимание
Наиболее эффективными физическими упражнениями являются движения c участием мышц: ременная головы, мелкие мышцы затылочной области, лестничные, грудино-ключично-сосцевидная, поднимающая лопатку, над– и подостная, трапециевидная, большая и малая ромбовидные, межреберные, диафрагма, большая грудная, мышцы спины и брюшной стенки, выпрямитель позвоночника, грушевидная, ишиокруральные (гамстринг), большая ягодичная, приводящие бедро, напрягатель широкой фасции бедра, крестцовоостистая, 4-главая бедра.
Специальные физические упражнения:
• статические дыхательные упражнения, в том числе сознательно управляемое локализованное дыхание;
• динамические дыхательные упражнения;
• дренирующие;
• упражнения, растягивающие плевральные спайки;
• с произнесением звуков.
При выполнении любого из названных упражнений возможно удлинение и углубление вдоха или выдоха, задержки дыхания после вдоха или выдоха.
I. Статические дыхательные упражнения.
При их выполнении основное внимание уделяется работе определенных групп дыхательных мышц, самому акту дыхания (соотношению дыхательных фаз) и вентиляции определенных отделов легких в статическом положении туловища и конечностей. Дыхание выполняется обычно через нос, но при обструктивных нарушениях выдох может выполняться и через рот с сопротивлением или без него, а также с произнесением звуков.
Смешанное (полное) дыхание, выполняемое в и.п. стоя, сидя без опоры на спинку стула или сидя верхом на стуле, руки вдоль туловища. Выполняется глубокое дыхание с участием всей основной и вспомогательной дыхательной мускулатуры.
Грудное дыхание выполняется с участием мышц грудной клетки в и.п. стоя, сидя, руки вдоль туловища, на поясе. Этот тип дыхания позволяет увеличить вентиляцию в верхних и средних отделах легких.
Брюшное дыхание выполняется в и.п. лежа на спине с согнутыми в коленных и тазобедренных суставах ногами (стопы опорно), сидя с опорой о спинку стула, стоя, руки за голову. При этом дыхании увеличивается вентиляция в нижних и средних отделах легких.
Внимание
Увеличить вентиляцию при спокойном или углубленном дыхании возможно в верхних отделах легких в положении сидя с опорой рук перед собой о спинку стула, руки на поясе, на бедрах или стоя с руками на поясе; в нижних отделах легких – в положении сидя, стоя, руки выше горизонтального уровня; в положении – лежа на боку с согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах увеличивается вентиляция нижнего отдела ниже расположенного легкого.
• Сознательно управляемое локализованное дыхание способствует увеличению вентиляции в одном легком или его части.
При выполнении этих упражнений во время выдоха слегка сдавливается грудная клетка пациента в области, где должна быть увеличена вентиляция, а во время вдоха давление на грудную клетку постепенно уменьшается.
Пациент вынужден, преодолевая сопротивление, больше напрягать мышцы именно там, где оказывается давление. В результате в этой области увеличивается движение ребер и возрастает вентиляция.
Различают двухстороннее и одностороннее, правостороннее и левостороннее нижне– и верхнегрудное, двухстороннее и правостороннее среднегрудное, а также заднегрудное дыхание (табл. 8.3).
Таблица 8.3
Сознательно управляемое дыхание
II. Динамические дыхательные упражнения выполняются с движением туловища и конечностей, при этом отведение и разгибание конечностей, а также разгибание туловища обычно сопровождается вдохом, сгибание и приведение – выдохом. Для усиления вентиляции в задних сегментах легких вдох выполняется при сгибании грудного отдела позвоночника, а выдох – при его разгибании.
Статические и динамические дыхательные упражнения могут выполняться с углублением и замедлением фаз дыхания в зависимости от особенностей нарушения ФВД.
III. Дренирующие упражнения представляют собой сочетание произвольного динамического дыхания с определенным положением тела. При этом основополагающим является топографическая анатомия бронхов, долей и сегментов.
Основной целью упражнений является облегчение откашливания содержимого ВПП, бронхоэктазийных и других полостей, сообщающихся с бронхами.
Особенностью выполнения дренирующих упражнений является придание такого положения телу, когда дренируемая область находится над бронхом, расположенным вертикально.
В таком постуральном положении пациент должен, постепенно углубляя дыхание, дождаться появления кашля, а затем, откашливаясь, изменить положение тела на противоположное. Такие движения повторяются многократно. Перед выполнением дренирующих упражнений целесообразно принять лекарство, разжижающее мокроту (рис. 8.6).
Существуют упражнения для дренирования целой доли или ее сегментов.
Дренирование верхней доли правого легкого проводится в и.п. сидя, отклонившись назад, левое предплечье – на правом бедре, правая рука поднята вверх. Затем пациент, покашливая, должен выполнить несколько наклонов вниз и влево, касаясь правой рукой пола. Движение повторяется 6–12 раз. Дренирование левой верхней доли проводится с поднятой левой рукой.
Дренирование средней доли выполняется лежа на наклонной плоскости (ножной конец приподнят на 10–15 см) на левом боку, отклонившись кзади, чтобы предплечье правой руки легло сзади на кушетку. При появлении кашля – поворот на живот. Также дренируются 4-й–5-й сегменты левой доли, но в положении лежа на правом боку.
Рис. 8.6. Исходные положения для дренирования различных сегментов легких.
Дренирование нижних долей происходит при максимальном наклоне туловища вперед и пребывании в таком положении до появления кашля, а затем возвращение в вертикальное положение. Для дренирования одной нижней доли используется и.п. лежа на противоположном боку с приподнятым ножным концом на 30–40 см и затем при появлении кашля – поворот на одноименный бок.
Дренирование отдельных сегментов легких осуществляется в и.п., оптимальных для каждого сегмента легких и сегментарного бронха (рис 8.6).
Для дренирования сегментов нижней доли используются наклонная плоскость с приподнятым ножным концом в и.п. лежа на животе (6-й и 10-й сегменты), лежа на противоположном боку (7-й, 9-й сегменты), лежа на спине (8-й сегмент).
Дренирование сегментов верхней доли производится в и.п. сидя (1-й сегмент), в и.п. сидя с наклоном вперед (2-й сегмент), в и.п. лежа на спине (3-й сегмент).
Дренирование 4-го и 5-го сегментов левой доли осуществляется так же, как и средняя доля, но на правом боку.
Значительную роль в нарушении дренирующей функции бронхов играют изменения слизистой бронхов с нарушением реснитчатого эпителия и раннее экспираторное закрытие дыхательных путей (ЭЗДП). В здоровых легких ЭЗДП происходит в конце максимального выдоха на уровне остаточного объема легких (ООЛ).
Раннее ЭЗДП возникает при частичном сужении просвета мокротой вследствие воспаления слизистой оболочки или бронхоспазма: в области сужения ускоряется поток и снижается радиальное давление, препятствующее спадению бронхов.
То же самое происходит при потере эластичности бронхиол и альвеол, ускорении дыхания, при раннем ЭЗДП развивается гипоксемия.
Под влиянием физических упражнений выведение мокроты происходит благодаря перемещению мокроты за счет силы тяжести во время пребывания больного в постуральном положении, передвижению мокроты в момент выдоха за счет кинетической энергии воздушной струи, локальному повышению внутриальвеолярного и внутрибронхиального давления при сжатии руками грудной клетки во время выдоха, отделению вязкой мокроты от слизистой бронхов при локальной вибрации грудной клетки.
Применение функционального углового стола, методика ЛГ на котором предусматривает сочетание дренирующих упражнений с массажем, способствует получению максимального дренирующего эффекта.
IV. Упражнения для растягивания спаек создают условия, при которых благодаря эластическим свойствам грудной клетки и легочной ткани разобщаются листки плевры, что и способствует растягиванию спаек.
Упражнения эффективны только в период образования спаек, особенно в первые 15 дней, т.е. в раннюю стадию. Труднее, но еще возможно растянуть спайки в течение следующих 15–40 дней, т.е. в стадию фибриллогенеза.
По истечении 2 месяцев с момента начала образования спайки наступает фибротизация (жесткая фиксация) ткани, растягивание которой становится невозможным.
• Для растягивания спаек диафрагмального отдела плевральной полости используется глубокое диафрагмальное дыхание с паузой после вдоха в положении лежа на спине или лежа на боку, одноименном больному легкому, с согнутыми ногами в коленных и тазобедренных суставах.
• Для растягивания спаек в костальном отделе плевры используются и.п. лежа на боку, одноименном здоровому легкому, стоя, сидя. Во время выдоха и его задержки поднимается вверх рука со стороны пораженной плевры.
Одновременно может быть выполнен наклон туловища в здоровую сторону при локализации спаек в боковом отделе, разгибание туловища – при локализации в переднем отделе и сгибание туловища – при локализации в заднем отделе.
• При локализации спаек в синусах в и.п. сидя или стоя с руками, заложенными за голову, выполняется резкий глубокий вдох и задерживается дыхание на 3–5 сек.
Источник: https://med.wikireading.ru/23037
Лфк при заболеваниях органов дыхания: лфк при пневмонии
В связи с заболеваниями легких, в организме происходит нарушение функций внешнего дыхания, это происходит из-за того, что эластичность тканей легких ухудшается, а также нарушается нормальный газообмен между кровью и альвеолярным воздухом.
В результате спазмов бронхов, утолщения их стенок, механической закупорки, которая происходит при повышенном выделении мокроты, происходит уменьшение бронхиальной проводимости.
Полноценный физиологический акт дыхания осуществляется одновременно в двух полостях: грудной и брюшной.
Существует три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.
Если при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха, то значит речь идет о верхнегрудном типе дыхания. Что касается нижнегрудного, или реберного, дыхания, то оно характеризуется тем, что на вдохе происходит расширение грудной клетки в стороны. В этом случае диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании диафрагма должна опускаться. Если имеет место реберное дыхание, то тогда происходит сильное втягивание низа живота, а это имеет весьма неблагоприятные последствия для органов брюшной полости. При интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость наблюдается диафрагмальное, или брюшное, дыхание. Расширение грудной клетки происходит преимущественно в нижних отделах, что обуславливает полноценную вентиляцию только нижних долей легких. Обучаясь методике дыхания, больной осваивает все типы дыхания.
При заболеваниях органов дыхания немаловажное значение имеет лечебная физкультура. В ее задачи входит:
– осуществить общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма
– способствовать улучшению функции внешнего дыхания, благодаря овладению методикой управления дыханием
– способствовать уменьшению интоксикации, а также стимуляции иммунных процессов
– увеличить отделение мокроты
– уменьшить проявление бронхоспазма
– способствовать ускорению рассасывания при воспалительных процессах
– вызывать стимуляцию экстракардиальных факторов кровообращения.
Однако имеются и противопоказания для занятий ЛФК при заболеваниях органов дыхания. Они состоят в следующем:
– дыхательная недостаточность третьей степени
– наличие абсцесса легкого до прорыва в бронх
– кровохарканье или угроза такового
– асматический статус
– полный ателектаз легкого
– скопление большого количества жидкости в плевральной полости.
При таком легочном заболевании, как острая пневмония, следует особое внимание уделить занятиям лечебной физкультурой. Комплекс упражнений ЛФК при острой пневмонии окажет благоприятное влияние на весь организм и поможет бороться с заболеванием. В задачи ЛФК входит:
– оказывать максимальное воздействие на здоровую легочную ткань для того, чтобы включить ее в дыхание
– способствовать усилению крово- и лимфообращения в пораженной доле
– не допускать возникновения ателектазов.
Во время лечения, в период постельного режима, следует применять динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп, а также дыхательные упражнения: статические и динамические. Данные упражнения надо выполнять начиная с 3-5-го дня постельного режима, исходное положение – лежа и сидя на кровати, спустив ноги.
Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений должно равняться – 1:1, 1:2, 1:3. Во время выполнения упражнений необходимо следить за пульсом, он не должен учащаться более чем на 5-10 уд./мин. Темп упражнений – медленный и средний, каждое упражнение нужно повторять не менее 4-8 раз, амплитуда движений – максимальная.
Длительность процедуры – 10-15 минут, самостоятельные занятия проводятся 3 раза в день по 10 минут.
При палатном, полупостельном режиме больной продолжает выполнять упражнения постельного режима, но при этом их дозировка увеличивается, включаются упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Упражнения следует выполнять с 5-7-го дня полупостельного режима, исходное положение – сидя на стуле и стоя. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений составляет 1:1, 1:2. Пульс может учащаться до 10-15 уд./мин. Число повторений упражнений постепенно увеличивается до 8-10 раз в среднем темпе. В комплекс упражнений также включается ходьба. Продолжительность занятий составляет 15-30 минут. Занятия повторяются самостоятельно. Также занятия могут быть и индивидуальными, и малогрупповыми. Общая их продолжительность в течение дня – до 2 часов.
Начиная с 7-10 дня (но не раньше) больные переводятся на общий режим. В этом режиме продолжают проводиться занятия лечебной гимнастикой так же, как и при палатном режиме, только нагрузка увеличивается, пульс должен быть до 100 уд./мин. Одно занятие продолжается до 40 минут, также применяются упражнения на тренажерах, ходьба и различные игры.
Комплексы упражнений для больных острой пневмонией включают в себя следующее:
Комплекс №1
Постельный режим
Упражнения выполняются из исходного положения лежа на спине:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки располагаются на груди и животе.
2. Сделать вдох – руки поднять вверх, выдох – опустить. Следить за тем, чтобы выдох был вдвое длиннее вдоха.
3. Сделать вдох, при этом отводя прямую ногу в сторону, выдох – вернуться в исходное положение.
4. Согнуть руки в локтевых суставах. Сделать вдох – развести руки в стороны, выдох – руки опустить.
5. Сделать вдох – развести руки в стороны, выдох – взяться руками за колени и подтянуть их к животу.
Следующие упражнения выполняются из положения лежа на боку:
1. Сделать вдох – отвести руку назад, при этом поворачивая назад туловище, выдох – вернуться в исходное положение, руку положить на эпигастральную область.
2. Положить руку на нижние ребра. Затем сделать вдох и, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
3. Охватить ладонью шею сзади, создавая статическое напряжение мышц плечевого пояса. В таком положении выполнять глубокое дыхание.
Данный комплекс упражнений закончить выполнением диафрагмального дыхания в положении лежа на спине.
Комплекс №2
Палатный режим
Упражнения выполняются из исходного положения сидя на стуле:
1. Диафрагмальное дыхание, при этом руки находятся на груди и животе.
2. Сделать вдох – поднять руку вверх, наклониться в противоположную сторону, выдох – опустить руку.
3.
Локти отвести назад, сделать вдох, затем выдох – вернуться в исходное положение.
4. Выполнять руками движения, имитирующие плавание брассом. Сделать вдох – вернуться в исходное положение, выдох – руки развести в стороны.
5. Сделать вдох – развести руки в стороны, выдох – обнять себя за плечи.
Следующие упражнения выполняются из исходного положения стоя:
1. Взять в руки гимнастическую палку. Сделать вдох – поднять руки вверх, прогнуться, отвести ногу назад и поставить ее на носок.
2. Выполнять руками круговые движения, напоминающие греблю.
3. Взять в руки булавы.
Сделать вдох – руки развести в стороны, при этом булавы должны быть параллельно полу. Выдох – наклониться, булавы поставить на пол.
4. Сделать вдох – поднять руки вверх, выдох – выполнить приседание, руки находятся в упоре о пол.
5. Завести гимнастическую палку назад, за локтевые сгибы.
Сделать вдох – прогнуться назад, выдох – наклониться вперед.
Данный комплекс упражнений закончить в исходном положении сидя. Общее количество упражнений – не меньше 20-25.
Комплекс №3
Общий режим
Упражнения выполняются из исходного положения стоя:
Сначала выполнить ходьбу по залу: на носках, пятках, на наружной и внутренней стороне стоп (не менее 3-5 минут).
1. Сделать вдох, подняться на носки, поднять плечи, пальцы сжать в кулак, выдох – вернуться в исходное положение.
2. Сделать вдох – поднять руки вверх, поднять голову, прогнуться. Выдох – присесть, кисти рук находятся на коленях.
3. Сделать вдох – выполнить поочередные наклоны в стороны, при этом рука должна скользить по бедру вниз. Выдох – вернуться в исходное положение.
4. Взять в руки медицинбол, руки располагаются перед грудью. Сделать вдох – выполнить повороты в стороны, выдох – вернуться в исходное положение.
5. Выполнить ходьбу с высоким подниманием бедра, при этом руки должны активно работать (не менее 3-5 минут).
6. Положить на стул гимнастическую палку. Сделать вдох – поднять руки, выдох – наклониться и взять палку. Опять сделать вдох, держа палку в руках, выдох – положить палку на сиденье.
7. Встать боком к гимнастической стенке. Рукой держаться за перекладину на уровне груди. Сделать вдох – отклониться от стенки, выдох – вернуться в исходное положение.
8. Встать лицом к гимнастической стенке. Сделать вдох – поднять руки вверх, тянуться руками к верхней перекладине. Выдох – держаться руками за перекладину на уровне пояса и сделать легкое приседание.
9. Взять в руки гимнастическую палку, при этом руки опущены. Сделать вдох – поднять руки вверх, выдох – с помощью палки поджать колено к животу.
10. Руки расположить перед грудью. Сделать вдох – развести руки в стороны, выполнить поворот туловища в сторону. Выдох – вернуться в исходное положение.
Данную процедуру лечебной гимнастики закончить ходьбой в среднем темпе, постепенно переходя на медленный темп.
ЛФК при заболеваниях органов дыхания: ЛФК при плеврите. ЛФК при бронхите.
ЛФК – Лечебная гимнастика при атеросклерозе
ЛФК при радикулите. Общие сведения.
Нефрит. Пиелонефрит.
ЛФК-Лечебная гимнастика при простатите
Источник: http://lfk-gimnastika.com/lfk-pri-zabolevaniyakh/91-lfk-pri-zabolevaniyakh-organov-dykhaniya-lfk-pri-pnevmonii
Упражнения при заболеваниях органов дыхания
Только тренированные мышцы способны обеспечить полноценное дыхание и нормальный газообмен, поэтому в лечении органов дыхания физическим упражнениям отводится особое место.
Они направлены на тренировку прежде всего тех мышц, которые задействованы в процессе дыхания: диафрагмы, наружных и внутренних межреберных мышц, квадратной мышцы поясницы, прямой и поперечной мышц живота, наружной и внутренней косых мышц живота и др.
Кроме того, дыхательные упражнения способствуют созданию разветвленной кровеносной системы в тканях бронхов, легких и всей грудной клетки, что значительно улучшает кровоснабжение этих органов.
Упражнение 1
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны (рис. 49) и глубоко вдохните. Во время усиленного выдоха сделайте пружинящие движения руками назад и чуть вперед, вдох – руки вниз. Повторите 5–7 раз.
Упражнение 2 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч.
Сделайте глубокий вдох; на выдохе выполните пружинящие движения руками: одной – вверх и назад, другой – вниз и назад. Затем поменяйте руки местами. Повторите в среднем темпе 4–6 раз. Дыхание равномерное.
Упражнение 3 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, ступни параллельны, плечи развернуты, туловище выпрямлено, руки на талии.
Вдохните и сделайте полуприседание. Вернитесь в исходное положение – выдохните. Повторите 6–8 раз.
Упражнение 4 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
Сделайте вдох, затем, медленно выдыхая, наклоните туловище вперед (рис. 50), свободно покачивая руками. Повторите 4–5 раз.
Упражнение 5 Исходное положение – стоя боком к стулу.
Обопритесь правой рукой на спинку стула, левую поставьте на пояс. Глубоко вдохните; выдыхая, сделайте маховые движения правой ногой вперед-назад. Сделайте то же, выполняя махи другой ногой. Повторите каждой ногой по 4–5 раз.
Упражнение 6 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Разведите руки в стороны – вдох; медленно наклонитесь вперед, стремясь достать пальцами рук пола, – выдох.
(При возникновении головокружения нужно сразу сесть на стул.)
Упражнение 7 Исходное положение – стоя, ноги слегка расставить, руки на бедрах.
Сделайте глубокий вдох; выдыхая, наклоните туловище вправо, помогая поднятой вверх левой рукой. Сделайте то же в другую сторону. Повторите по 4–5 раз в каждую сторону.
Упражнение 8 Исходное положение – стоя боком к стулу.
Обопритесь левой рукой о спинку стула. Сделайте глубокий вдох, согните в колене правую ногу и на выдохе выполняйте круговые движения в тазобедренном суставе то в одну, то в другую сторону. То же другой ногой. Повторите по 4 раза каждой ногой.
Упражнение 9
Исходное положение – стоя, руки на спинке стула. Сделайте глубокий вдох, присядьте – выдох, вернитесь в исходное положение – вдох. Повторите 6 раз.
Упражнение 10 Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.
Сделайте глубокий вдох и на выдохе выполните круговые движения туловищем: вперед, в сторону, назад. Повторите 3–4 раза в ту и другую сторону.
Упражнение 11
Исходное положение – стоя, ноги слегка расставлены. Возьмитесь руками за спинку стула. Выдохните и сделайте приседание, если трудно – полуприседание. Повторите 8-10 раз.
Упражнение 12
Выполняйте ходьбу в среднем темпе в течение 3–5 мин: на 3–4 шага – вдох, на 5–7 шагов – выдох.
Источник: https://ftiza.info/uprazhneniya-pri-zabolevaniyah-organov-dyihaniya/
Книга: Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания
Упражнения при бронхите являются вспомогательным способом лечения, они призваны ускорить лечение, зарядить бодростью, восстановить организм после перенесённой болезни.
Действительно ли дыхательная гимнастика способствует этому, и каким образом?
Воспалительный процесс приводит к увеличению количества слизи, она становится вязкой, трудно удаляется и начинает скапливаться в бронхах. Это приводит к дискомфорту, усилению кашлевого рефлекса, ухудшению самочувствия. Если мокроту не удалить, она инфицируется, затем процесс усугубляется вследствие интоксикации. Лечение бронхитов невозможно без устранения этих патологических выделений.
Упражнения при бронхите для отхождения мокроты достигают поставленных целей, если пациент придерживается правильного дыхания. Оно состоит в чередовании сильных вдохов и плавных выдохов. Первые делают поочерёдно носом и ртом, вторые – только через рот.
Самое лёгкое упражнение, способствующее прекращению кашля и удалению бронхиального секрета, делают так: держа руки за спиной, глубоко вдыхают, задерживают воздух, затем выдыхают с силой, через губы «трубочкой». Одновременно следует медленно наклоняться вперёд.
При незапущённом бронхите полезна методика Стрельцовой, с акцентом на мышцы живота, или йога; подробнее об этих способах сказано ниже. Существует также несложная методика по Кузнецову, построенная на обычных физупражнениях, выполняемых в учащённом ритме, с глубокими вдохами и сильными выдохами.
При этом нельзя забывать, что, кроме упражнений, при бронхите используют и другие способы выведения лишней слизи. В частности, популярны народные средства: ингаляции паром и отхаркивающими средствами, травяные чаи, молоко с мёдом и содой и пр.
Упражнения при бронхите у взрослых
Различные варианты упражнений при бронхите лечат патологию, повышают функциональные возможности органа, восстанавливают нормальное дыхание, обеспечивают координацию мускулатуры, задействованной в процессе дыхания, в частности, диафрагмы.
При бронхите важно избавиться от избытка мокроты. Процессу эвакуации способствуют упражнения с удлинённым выдохом и диафрагмальным дыханием («животом»). В систему упражнений при бронхите у взрослых часто включают движения, имитирующие работу, занятия спортом, игры, танцы.
Выдох с сопротивлением: сильно вдохнув, выдыхать необходимо медленно (до 15 минут), сквозь трубочку либо шланг в посудину с водой. Повторять по нескольку раз ежедневно. Разрешается выполнять в любую фазу патологического процесса, в том числе при ремиссии и обострении.
Дыхание диафрагмой: лёжа на спине, считаем до трёх; за это время мощно вдыхаем, вовлекая мускулатуру пресса. На «4» – выдох с максимальным выпячиванием пресса. Далее глухо покашливаем. Возможно выполнение в сидячей позе, в беге или ходьбе.
Выжимание: лёжа (либо сидя) подтягиваем ноги к груди, руками держим голени. Действие по схеме «усиленный выдох – диафрагмальный вдох – исходная позиция – кашель».
Обнимание своих плеч: таким способом форсируем выдох. В позе на ширине плеч растопыренными пальцами с силой обнимаем себя, ударяя ладонями по лопаткам. Выдыхаем погромче.
Нарубить дров: стоя на носках, сплетёнными пальцами рук резко двигаем сверху, имитируя удар дровосека, энергично выпускаем воздух из лёгких и возвращаемся в предыдущую позицию.
Спуск на лыжах: ставим ноги, как будто на лыжне. Подтянувшись на носочках, наклоняемся и тянем руки к воображаемым палкам. На «1» приседаем с наклоном вперёд, чтобы соприкоснуть ноги с животом; руки внизу сзади, начинаем выдох. На «2, 3» в этой же позе пружинисто двигаем ногами и завершаем выпускание воздуха. Возвращаемся в начальную позу под вдох животом.
Бьём по лопаткам: руки поднимаем, вытягиваясь и прогибаясь на пальцах ног. Опускаясь, наклоняемся вперёд. Энергичным взмахом скрещиваем руки перед корпусом и бьём по лопаткам, сопровождая действие резким выдохом. Жесты повторить, ударяя и продолжая выдох. К исходной позе переходят во время диафрагмального вдоха.
Упражнения при бронхите у детей
Особенности протекания в том, что юный организм труднее справляется с мокротой, поэтому выздоровление после бронхита затягивается. Упражнения при бронхите у детей, как безопасный метод, назначают после нормализации температуры и улучшения состояния организма. Упражнения целесообразно сочетать с медикаментозной терапией.
Если врач рекомендует упражнения при бронхите, то начинают со статических, постепенно переходят к динамическим, затем – к общеукрепляющим. При хронической форме заболевания необходимо укреплять мускулатуру. Для деликатного откашливания включают дренажные упражнения. Желательно заниматься в группе, под руководством специалиста ЛФК, но если это невозможно, занимаются дома.
Особого подхода требуют маленькие дети. С ними рекомендуются занятия в виде игры. Например, им понравится надувать шарики, пускать мыльные пузыри или дуть на бумажный кораблик, плавающий в тазике.
Для ребёнка достаточно 10-минутных занятий, чтобы лёгкие насытились кислородом в достаточной мере, а мускулатура постепенно укреплялась.
Завершить упражнения при бронхите с детьми можно массирующими хлопками по груди – спереди и сзади.
Гимнастика йога предлагает для маленьких пациентов несколько вариантов под интересными названиями «журавль», «жук», «полёт».
«Журавль» выполняется пятикратно: на вдох прямые руки взмывают вверх, на выдох опускаются. Одновременно издаётся протяжное «у».
«Жук» получается, если сесть в позиции руки на поясе, затем вдохнуть, поворачивая корпус вправо с отведённой назад рукой.
«Полёт» выполняется на бегу. Взмахи руками имитируют крылья птицы в полёте. Бег замедляется, переходя в спокойную ходьбу. Желательно повторить пять раз.
Гудящие и шипящие звуки, производимые детьми при таких занятиях, повысят их эффективность: дыхание станет чистым, лёгкие освободятся от избытка слизистых выделений, образующихся вследствие бронхита.
Комплекс упражнений при бронхите
Комплекс упражнений при бронхите выполняет следующие задачи:
– уменьшает воспаление в бронхах;
– улучшает выделение мокроты;
– восстанавливает дренажную способность органа;
– предотвращает осложнения;
– повышает уровень гемоглобина;
– укрепляет защитные силы.
Один из вариантов включает такие движения:
Лёжа на спине, на вдох поднимаем вытянутые вдоль корпуса руки за голову. На выдох возвращаем в предыдущее положение.
В той же позе одну руку заводим за голову, другая лежит вдоль тела. Во время произвольного ритма дыхания быстро меняем положение рук.
Ногами делаем «велосипед», пока они не устанут.
Позиция на животе, руки вдоль корпуса. На вдох – максимальный подъём головы без помощи рук, на выдох – исходная позиция.
Дыша произвольно, тянемся руками к воображаемому предмету.
Лёжа на боку в полусогнутой позе, тянем вверх руку, распрямляя позвоночник. На выдохе поворачиваемся и повторяем движение на другой стороне.
Для начала достаточно 5 – 7 повторов, постепенно количество доводят до 12 – 14. И так ежедневно, до полного выздоровления.
Упражнения при бронхите не выполняют в острый период, при высокой температуре, склонности к кровотечениям, злокачественным образованиях. В случае хронического течения комплексные упражнения рекомендованы курсами, согласно указаниям врача.
Дыхательные упражнения при бронхите
Дыхательные упражнения при бронхите базируются на очерёдности вдохов-выдохов различной интенсивности. Выполняют в три этапа: вводный, основной, завершающий.
Подготовительный состоит из 15 носовых, далее ротовых вдохов и выдохов. Выполняется трижды, с перерывом в 5 сек. Потом следует лёгкий ротовой вдох/выдох.
При кашлевом рефлексе необходимо посодействовать отхождению слизи. Для этого делают так: расслабляют шейные мышцы, опускают голову; ладонями надаливают на живот с двух сторон пупка, кашляя в пол.
Основной этап состоит из нескольких упражнений, сопровождаемых дыхательными движениями.
Подтягивание: на резкий вдох носом подтянуться на носочках, руки вверх. Опускаясь выдыхать ртом со звуком «у-у-у». Повторяется 5 раз.
Шаги на месте с разведением рук. Вдыхать носом при подъёме, выдыхать при опускании. И так две минуты, соблюдая ритмику шагов и дыхания.
Сидя в позе лотоса, на вдох поднимать сжатые кулаки. Выдыхать медленно, со звуком «х-х-х» (6 раз).
В сидячей позе вытянуть согнутые ноги, руки – в стороны. Вдох обычный, выдох сквозь губы: «ф-ф-ф». Выдыхая, руки опускать.
Стоя с разведёнными ногами, взмахивать руками вперёд-назад. Вдыхать через рот, часто, выдыхать носом.
Ноги вместе, на вдох правую руку вверх, левую – в сторону. Медленно выдыхая, менять позицию рук.
Завершающее движение повторяют шестикратно.
Медленные наклоны стоя, с опущенными руками, вдыхая носом. После исходной позиции – наклон в противоположную сторону, спокойный выдох.
Упражнения при бронхите доступны всем. Главное условие – делать их систематически, ежедневно на протяжении нескольких недель. Однако имеются и противопоказания. В частности, такая гимнастика не рекомендуется при беременности и грудном кормлении, а также гипертоникам, людям с высокой миопией и глаукомой, после инфаркта, при эндокринных патологиях.
Лечебная физкультура полезна для людей различного возраста. Занятия стимулируют обмен веществ, активизируют деятельность сердца и пищеварения, укрепляют мускулатуру. Детям ЛФК особенно интересна, поскольку напоминает подвижную игру, способствует активности, так любимой всеми в этом возрасте.
Лечебные упражнения назначают при различных заболеваниях: от неврозов – до сахарного диабета. Следует обращать внимание и на противопоказания, которые часто бывают краткосрочными, но всё же имеются.
Упражнения лфк при бронхите рекомендуются в качестве вспомогательного метода, при наличии в диагнозе слов «хронический» или «обструктивный». Во время занятий важно правильно дышать. Начинают с положения лёжа, в дальнейшем возможно динамическое дыхание.
Необходимо подчеркнуть, что к лфк приступают только после назначения врача, если он посчитает полезными такие занятия. Обычно их начинают на второй-третий день от начала приёма антибиотиков. Лечебные упражнения при бронхите оказывают такие эффекты:
– улучшение газообмена;
– активизация выделения мокротной слизи;
– затухание кашля;
– стимуляция кровообращения в плевре;
– укрепление мышц, задействованых в дыхании;
– оздоровление лёгочной ткани;
– повышение общего тонуса организма.
Помимо этого, такая физзарядка служит для профилактики атрофии и склеротических явлений в бронхиальных стенках.
Разработаны комплексы ЛФК для маленьких пациентов, в частности, до 3- и до 6-летнего возраста. Их выполняют под присмотром специалиста, при возможности – в присутствии матерей.
При назначении физических упражнений при бронхите врач ставит главную задачу – снизить интенсивность воспаления и очистить их от слизи и сторонних скоплений.
Кроме этого, упражнения при бронхите стимулируют кровообращение и метаболизм, повышают иммунные силы и уровень гемоглобина в крови.
Упражнения, выполняемые по разным методикам, показаны при острых и хронических формах бронхита, они снимают воспаление и укрепляют организм в целом.
Главным условием является настойчивость пациента и регулярность занятий. Как правило, курс длится три недели, заниматься нужно не менее чем два раза каждый день. Дыхательные движения делают мягко, полушёпотом, сквозь зубы.
Источник: https://e-reading.mobi/bookreader.php/1059533/Lechebnaya_fizkultura_pri_zabolevaniyah_organov_dyhaniya.html