Дыхательная гимнастика для детей. Как детям делать дыхательную гимнастику при бронхите, астме, аденоидах, заикании, нарушениях речи?
Ваш ребенок часто болеет, и вы не знаете, как с этим бороться тогда обязательно прочтите нашу статью. Из нее вы узнаете, как справится с этой проблемой при помощи правильно подобранной дыхательной гимнастики.
- Дыхательная гимнастика — это упражнения лечебного и общеукрепляющего характера, которые назначаются детям часто болеющим простудными заболеваниями и имеющим проблемы с речью. Гимнастика может использоваться как дополнение у медикаментозному и физиотерапевтическому лечению или как эффективная мера профилактики, не позволяющая ребенку часто болеть
- Если вам удастся научить свое чадо делать специальные упражнения, то оно сможет не только правильно дышать, а и достаточно хорошо укрепит мышцы грудной клетки. Впоследствии это приведет к тому что в дыхательную систему будет поступать нужное количество воздуха, который будет очищать легкие от углекислого газа
- А если учесть, что c глубоким выдохом из организма человека выходят и некоторые токсичные вещества, то такие упражнения поспособствуют еще и укреплению здоровья, и повышению иммунитета
Цели дыхательной гимнастики для детей
Дыхательная гимнастика способствует повышению имунитета
- Иногда родители не могут понять почему их ребенок так часто болеет. Казалось бы, он правильно питается, много гуляет, живет в хороших условиях, но простудные заболевания с регулярной завидностью осаждают его организм
- К большому сожалению родителей, не всегда стерильность и правильный уход помогают предотвратить появление болезней. Ведь чем меньше ребенок, тем хуже развита его дыхательная система
- Маленькие детки имеют довольно узкие просветы в бронхах и очень нежную слизистую оболочку. Чаще всего именно эти два фактора становятся причиной того, что у малышей развивается бронхит, трахеит и астма. И если не попытаться ускорить процесс развития дыхательной системы, то со временем и маленького человека могут появиться еще и нарушения речи
Основные цели дыхательных упражнений: • Научить детей прислушиваться к своему дыханию • Укрепить мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей • Насытить организма кислородом • Улучшить работу мозга, нервов и сердца ребенка
• Укрепить мышцы брюшной полости
Виды дыхательной гимнастики для детей
Статистическая дыхательная гимнастика
Если вы решили всерьез заняться здоровьем своего малыша, тогда постарайтесь найти специалиста, который поможет вам подобрать индивидуальный комплекс упражнений. Ведь так, как дыхательные упражнения являются вспомогательным средством лечения определенного заболевания, то очень важно чтобы они помогали снизиться проявления патологии, а не усиливали их.
Особенно внимательно к подбору упражнений нужно подходить мамам, детки которых болеют астмой. Неправильно подобранный комплекс может спровоцировать астматический приступ и усложнить течение болезни. Потому перед тем как начать делать какие-либо упражнения обязательно посоветуйтесь со своим педиатром.
Разновидности дыхательной гимнастики:
• Статистическая. Способствует полному расслаблению и успокоению малыша
• Динамическая. Учит деток правильно дышать вовремя движения
• Специальная. Требует использованию дренажей, поэтому она должна проводится в присутствии специалиста
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей
Первоначально дыхательные упражнения Александра Стрельникова разрабатывала для людей, которые профессионально занимаются пением. Они помогали людям научится правильно дышать, а некоторым даже восстанавливали утраченный голос.
Со временем люди, которые регулярно использовали эти упражнения стали замечать, что они достаточно хорошо влияют на все организм в целом. Опираясь на эти данные, Стрельникова усовершенствовала свою систему для того, чтобы, она помогала не только певцам, а и обычным людям.
Положительные качества гимнастики Стрельниковой: • Помогает останавливать резкие приступы удушья • Избавляет от головных болей • Помогает концентрировать внимание • Улучшает мозговую деятельность
• Повышает защитные силы организма
Базовые упражнения:
• Ладошки. Согните руки в локтях и разверните руки таким образом, чтобы ладони смотрели в противоположную от лица сторону. Начинайте сжимать ладони в кулаки и одновременно с этим движением делайте максимально глубокие вдохи. Повторите упражнения как минимум 20 раз
• Погончики. Станьте ровно, руки держите на уровне пояса, ладони сожмите в кулаки. Сделайте глубокий вдох, во время которого резко выровняйте руки и как можно больше растопырьте пальцы. Следите чтобы во время вдоха плечо и кисть были достаточно сильно напряжены. Сделайте 8-10 повторений
• Насос. Станьте или сядьте так чтобы вам было максимально удобно. Сделайте глубокий вдох и начинайте медленно наклоняться. Наклонившись до упора, начинайте также медленно возвращаться в исходное положение. Повторите упражнение 5-8 раз
Дыхательная гимнастика для детей для носа
Дыхательная гимнастика для детей для носа
К большому сожалению, наши детки постоянно подвергаются негативному влиянию окружающей среды. Выхлопы машин, городской смог, и некачественная вода практически с самого рождения понемногу снижают иммунитет маленького человека. Первым признаком того что с организмом ребенка что-то не так являются частые сезонные респираторные заболевания.
Самым распространенным проявлением такой патологи, конечно же, является насморк. И если на первых порах с этой проблемой удается справляться довольно быстро, то со временем организм привыкает к медикаментозному лечению и насморк не проходит неделями. В этом случае к стандартной терапии в обязательном порядке надо подключать дыхательную гимнастику.
Итак: • Закройте рот, зажмите пальцем одну ноздрю. И сделайте несколько вдохов выдохов. Повторите упражнение 5-6 раз. Такие же манипуляции проделайте со следующей ноздрей • Станьте максимально ровно и начинайте делать глубокие вдохи одной ноздрей, а выдохи второй. Сделайте 8-10 повторений
• Полностью зажмите нос пальцами и начинайте медленно считать до 10. В конце освободите ноздри и сделайте глубокий вдох и выдох. Повторите упражнение 10 раз
Дыхательная гимнастика для детей при аденоидах
Дыхательная гимнастика для детей при аденоидах
• Аденоиды — это патологические изменения глоточных миндалин, увеличенных до таких размеров что они затрудняют дыхание ребенка. Хотя считаться что их увеличение происходит исключительно на фоне кори, скарлатины или дифтерии в некоторых случая такую проблему может спровоцировать даже банальный грипп
• Раньше медицина боролась с этой проблемой достаточно кардинально, увеличенные миндалины просто удаляли хирургическим путем. Но иногда такие операции проходили не совсем удачно и аденоиды достаточно быстро вырастали вновь, при этом увеличиваясь до еще более угрожающих размеров
• Поэтому сейчас врачи прибегают к этому методу лечения только в крайнем случае и стараются бороться патологией лекарственными препаратными и физиотерапевтическими процедурами. Помимо этого, таким деткам обязательно назначается дыхательная гимнастика
Гимнастика при аденоидах:
• Ежик. Попросите малыша интенсивно делать носиком короткие вдохи выдохи. Действия ребенка должны напоминать движение носа ежика, который принюхивается к еде. Если малыш не может понять, что вы от него хотите, тогда покажите ему как надо дышать на своем примере
• Подъемный кран.
Ставим руки на ключицы, делаем глубоки вдох и одновременно с этим начинаем тянуть руки вверх. Тянуться нужно до тех пор, пока ноги не станут на цыпочки
• Воздушный шарик. Ребенок должен вдохнуть таким образом, чтобы его животик надулся как шарик.
После вдоха надо на секунду задержать дыхание и можно начинать медленно выдыхать
Дыхательная гимнастика для детей при бронхите
Дыхательная гимнастика для детей при бронхите
Бронхит довольно тяжелое заболевание, при котором развиваются застойные процессы в верхних дыхательных путях. В бронхах начинается довольно сильный воспалительный процесс, на фоне которого все просветы забываются инфицированной слизью. Именно эта слизь и является причиной достаточно сильного и непродуктивного кашля.
Чтобы облегчить состояние малыша родителям приходится давать ему препараты, способствующие разжижению мокроты и стимулирующие ее выход наружу. Но так как маленьким деткам достаточно трудно откашливать мокроту, то будет лучше если вы попробуете простимулировать этот процесс специальной дыхательной гимнастикой.
Упражнения, которые помогут избавиться от бронхита:
• Ворона. Посадите ребенка на стульчик в максимально удобную позу. На вдохе малыш должен поднимать руки вверх и разводить их в стороны. В конце упражнения, а именно на выдохе, ребенок должен отчетливо произнести «К-а-р-р!»
• Аист.
Маленький человек должен принять положениe стоя и на вдохе начать поднимать руки верх и сгибать одну ножку в коленке. На выдохе руки и ноги малыша возвращаются в исходное положение
• Журавль. На вдохе малыш максимально прямо поднимает свои ручки над головой, а на выдохе опускает их вдоль тела.
Заканчивается упражнение должно достаточно громким звуком «У-у-у!»
Дыхательная гимнастика для детей при бронхиальной астме
Дыхательная гимнастика для детей при бронхиальной атсме
Появление астмы у детей практически всегда провоцируют аллергены, которые достаточно сильно раздражают слизистую бронх. Поэтому в некоторых случаях для того чтобы ребенок выздоровел достаточно просто выявить и устранить источник раздражения.
Но если дыхательная система малыша развита очень плохо, то таких мер будет недостаточно. В этом случае надо прибегать к медикаментозному лечению и усиливать его действие дыхательной гимнастикой.
Упражнения при бронхиальной астме: • Ребенок должен делать удлиненный и ступенчато-удлиненный выдох • В конце упражнения надо обязательно произносить дрожащие и шипящие буквы алфавита • Гимнастика должна заканчиваться задержкой дыхания на выдохе
• Глубокое дыхание должно сопровождаться упражнениями, стимулирующими укрепление мышц грудной клетки
Дыхательная гимнастика для детей при заикании
Лечебная гимнастика для детей при заикании
Заикание относится к заболеваниям артикуляционного аппарата и чаще всего такое состояние обуславливается чрезмерной судорожностью органов речи. Первые проявления патологи могут быть заметны уже в 3 летнем возрасте. Вначале малыш может просто на какое-то минимальное время замолкать на полуслове, а потом медленно продолжать говорить дальше.
Со временем патология усложняется и ребенку становится трудно выговаривать определенные звуки. Так как при заикании не совсем правильно работает диафрагма, то начинать лечение проблемы надо именно с нее. После того как ребенок научится дышать правильно ему станет легко произносить абсолютно все буквы и слова.
Гимнастика при заикании: • Сложите губы трубочкой как будто вы собираетесь произносить звук «о» • Язык тоже надо высуньте и сложить его трубочкой • Начинайте медленно втягивать воздух, постепенно заполняя им легкие и раздувая живот • Когда поймете, что вдыхать уже не можете, опустите голову вниз и задержите дыхание
• Посчитайте до пяти поднимите голову и сделайте медленный выдох
Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи
Речевая функция формируется у малыша по мере того, как он взрослеет. И чем старше становиться маленький человек, тем более внятной и осознанной становится его речь.
Но если на развитие этой функции начинают оказывать влияние негативные факторы, то это приводит к появлению различных речевых патологий.
Чаще всего у маленьких деток появляются проблемы со звуковоспроизведением, ритмикой и темпом речи.
Гимнастика, которая помогает бороться и нарушениями речи у детей: • Давайте малышу регулярно надувать воздушный шарик • При желании шарик можно заменить на резиновую игрушку (материал из которого она сделана должен быть максимально эластичным и тонким)
• Наполните таз водой, опустите в него несколько мелких игрушек и предложите своему чаду попробовать сдвинуть их с места своим дыханием
Видео: Дыхательная гимнастика. Показ упражнений с ребенком
Источник: http://HeaClub.ru/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-detej-kak-detyam-delat-dyhatelnuyu-gimnastiku-pri-bronhite-astme-adenoidah-zaikanii-narusheniyah-rechi
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей
Эта авторская методика подходит для занятий с детьми от 3 лет. Но упражнения можно выполнять и болеющим подросткам, и взрослым. По сути, заниматься можно всей семьей. Для первого занятия с малышом достаточно трех упражнений, а весь базовый комплекс госпожи Стрельниковой состоит из 14-ти.
Заниматься автор советует дважды в день после ужина (но не перед сном) и перед завтраком. Сосредотачиваться при выполнении упражнений нужно на вдохе, а выдох должен быть естественным.
Освоив простую дыхательную гимнастику, занимаясь регулярно, можно избавиться от множества недугов, которыми страдают дети в дошкольном возрасте и которые имеют свойство переходить в хроническую форму. Итак, узнаем о конкретных способах лечения детских недугов с помощью упражнений.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей: упражнения
Начинать освоение методики следует с трех упражнений, которые являются базовыми. Они, как и все другие, должны выполняться в четком маршевом ритме. Начнем с разминки:
- „Ладошки”. Исходное положение — прямая стойка ребенка, руки согнуты, ладони повернуты наружу. Каждый вдох — это энергичное сжатие ладошек в кулачки, как бы попытка схватить предмет. Движения выполняются только кистями на четыре коротких и шумных вдоха. Выдох осуществляется произвольно ртом или носом. Далее 5 секунд перерыва — и снова повторяется серия из четырех вдохов. Общее количество их составляет 96. В методике госпожи Стрельниковой такое количество называется сотней.
- „Погончики”. Ребенок стоит прямо, его руки свободно размещены вдоль тела, а ладошки сжаты в кулаки. Каждый вдох — это резкое разжимание кулачков, подобно отталкиванию чего-то в сторону пола. Надо выполнить по восемь коротких шумных вдохов без перерыва. Затем следует пауза на 5 секунд — и цикл повторяется 12 раз.
- „Насос”. Мальчик или девочка стоит прямо. Ноги немного расставлены в стороны, руки опущены. Необходимо наклоняться вперед, при этом округляя спинку. Шея не должна напрягаться, голова вниз опускается свободно. При выполнении наклона ребенок должен сделать короткий носовой вдох. При выдохе нужно выпрямиться. Схема выполнения упражнения та же, что и в „Погончике” — 12 циклов по 8 раз.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при аденоидах
В этом комплексе есть специальные упражнения, выполнение которых помогает избавить дитя от того или иного недуга. Аденоиды — один их самых распространенных в дошкольном возрасте. Вылечить патологию поможет такая гимнастика:
- „Кошка”. Ребенок должен встать прямо, его ноги слегка расставлены, не на ширине плеч. При выполнении упражнения ступни от пола отрываться не должны. Надо сделать легкое приседание (пружинку) с одновременным резким поворотом туловища в правую сторону и коротким шумным вдохом.
Аналогичное приседание выполняется в левую сторону. Выдохи между приседаниями происходят непроизвольно. Колени сгибаются, приседание не должно быть слишком глубоким. При этом спинку ребенок должен держать ровно, а ручками, согнутыми в локтях, делать хватательные движения.
Это упражнение можно выполнять, и сидя на стульчике, поворотами корпуса. Норма выполнения — 12 раз по 8 вдохов.
- „ Шаги”. Это цикл из двух упражнений. Первое — „Передний шаг”. Его выполняют из исходного положения, стоя прямо, ноги немного раздвинуты. Ребенок поднимает левую ногу, сгибая ее в колене до уровня живота. При этом носочек оттянут вниз. Правая нога в это время тоже сгибается, и на ней выполняется легкое приседание с шумным коротким вдохом. Затем надо принять исходное положение, выдохнуть в этом момент через рот и то же самое проделать с другой ноги. При этом туловище нагибаться вперед не должно, корпус остается прямым. С приседаниями можно одновременно поднимать и руки до уровня пояса. Необходимо сделать 8 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их, кстати, можно делать и лежа в кровати, и сидя, если, например, ребенок больной и соблюдает постельный режим. В этом случае количество выполнений рекомендуется уменьшить вдвое.
„Задний шаг”. Исходное положение тела — стоя прямо, одна нога согнута в колене и отведена назад. Слегка приседайте на другой и резко вдыхайте, принимая исходное положение, выдыхайте.
Повторяйте движение с другой ноги. Руки при выполнении приседания можно сгибать в локтях и поднимать до уровня пояса. Делают „Задний шаг” только стоя.
Необходимо, чтобы ребенок выполнил 4 раза по 8 вдохов-выдохов.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при астме
Дыхательный комплекс помогает также останавливать приступы удушья. Для этого выполняют „Насос”. Этой же цели служат такие упражнения:
- „Обними плечи”. Нужно встать прямо, согнуть руки в локтях и поднять их до уровня плеч. Далее надо обхватывать плечи с максимальным захватом, при этом выполнять шумный короткий вдох, возвращаться в исходное положение и выдыхать ртом. Затем положение рук меняется в том плане, что сверху захват выполняет другая рука. При захвате плеч голову можно слегка откидывать назад. Тогда вдох выполняется как бы с потолка. Рекомендуется выполнение 12 упражнений по 8 вдохов-выдохов. Их можно делать и сидя.
Если ребенок ослаблен, то можно начинать с четырех или даже с двух вдохов-выдохов.
- „ Повороты головой”. Ребенок должен стоять прямо, ноги немного уже ширины плеч. Согнутые руки находятся на поясе. Необходимо резко повернуть голову вправо и сделать шумный вдох, затем так же быстро повернуть ее влево и выдохнуть ртом. Не нужно останавливаться посередине, принимая исходное положение. Сделав 4 таких поворота, ребенок должен отдохнуть 10 секунд. После этого аналогичные движения головой начинать с левой стороны. И это упражнение делают, сидя на стульчике. Но каким бы ни было исходное положение, нужно контролировать, чтобы спинка мальчика и девочки была ровной.
Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей при заикании
Заикание также лечится с помощью гимнастики госпожи Стрельниковой. И самыми эффективными упражнениями для ликвидации патологии служат вышеуказанные „Насос” и „Обними плечи”. С заикающимися детками их делают дважды в день. Можно выполнять и другие упражнения, но эти являются в лечении заикания базовыми.
Источник: http://NashiDetki.net/vospitanie-detej/dykhatelnaya-gimnastika-strelnikovoj-dlya-detej.html
Дыхательные упражнения для детей
Заболевания дыхательной системы у детей относятся к достаточно распространенным патологиям. Лечение лекарственными препаратами не всегда оправдано, кроме того, медицинские средства оказывают много побочных действий. В такой ситуации помочь малышу и его родителям могут дыхательные упражнения для детей.
Польза дыхательных упражнений для детей
Хотя дыхательная гимнастика для детей состоит из простых упражнений, многие семьи ощутили ее благотворное влияние на здоровье ребенка. Это связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание для детей кровь активно насыщается кислородом. В результате улучшается работа сердечно-сосудистой системы, головного мозга, легких, нервной системы, органов пищеварения.
Выполнение упражнений для дыхательной гимнастики для детей – отличная профилактика заболеваний органов дыхания. Такая гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще не совсем совершенную дыхательную систему малыша.
Особенно эффективно зарекомендовали себя дыхательные упражнения у деток, которые страдают бронхиальной астмой, бронхитами, частыми простудными заболеваниями. Дыхательную гимнастику часто назначают врачи в дополнение к лекарственному и физиотерапевтическому лечению болезней дыхательной системы.
Ее применение значительно облегчает течение болезни, уменьшает риск развития осложнений.
Противопоказаний к занятиям упражнениями на дыхание для детей немного, но все же они существуют.
Такую гимнастику не рекомендуется делать тем деткам, которые имеют выраженный остеохондроз позвоночника в шейно-грудном отделе, травмы позвоночника или головного мозга, высокое артериальное, глазное или внутричерепное давление, частые кровотечения. Лучше всего проконсультироваться с врачом, какие именно дыхательные упражнения для детей подойдут ребенку.
Как правильно проводить дыхательную гимнастику?
С помощью дыхательной гимнастики ребенка учат дышать правильно – при вдохе максимально наполнять воздухом легкие, расширяя грудную клетку, а на выдохе легкие освобождать от остаточного воздуха, буквально выталкивая его сжиманием легких. Ведь в случае, когда ребенок не делает полноценного выдоха, в легких остается немного отработанного воздуха. Этот воздух препятствует поступлению свежего воздуха в необходимом количестве.
Специалисты рекомендуют делать упражнения для дыхательной гимнастики для детей по 10-15 минут два раза в день. После последнего приема пищи должно пройти не менее часа. Можно выполнять дыхательную гимнастику в начале комплекса физических упражнений, утренней зарядки. А можно заниматься дыханием отдельно.
Очень важно заинтересовать ребенка, так как в начале дыхательные упражнения могут ему показаться скучными и сложными. Можно давать веселые или смешные названия упражнениям, проводить занятия в игровой форме, использовать при выполнении упражнений любимые игрушки.
В теплое время года дыхательные упражнения для детей лучше всего проводить на свежем воздухе. В холодный период перед началом занятий следует проветрить комнату.
Важно во время выполнения дыхательной гимнастики следить за малышом, чтобы не пропустить симптомы гипервентиляции легких, такие как изменение цвета лица, учащенное дыхание, чувство покалывания в конечностях, дрожание кистей рук. При появлении таких признаков, занятие необходимо прекратить.
В случае если у ребенка начинает кружиться голова во время выполнения упражнений, делают следующее: ладошки складывают «ковшиком» вместе, подносят их к лицу и малыш глубоко в них дышит несколько раз. Затем можно продолжать дыхательную гимнастику.
Комплекс дыхательных упражнений для детей
При занятиях дыхательной гимнастикой следует выполнять определенные правила:
- при вдохе плечи не должны подниматься;
- вдох делают через нос;
- щеки не должны надуваться, на первых занятиях их можно придерживать руками;
- выдох должен быть плавным и длительным.
Комплекс дыхательных упражнений для детей от 2 до 4 лет.
Упражнение 1. «Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину, руки на животе. На вдохе медленно надувает животик-шарик, на выдохе – животик-шарик медленно сдувает.
Упражнение 2. «Волна». Малыш ложится на спину, руки вдоль тела, ноги вместе. Вдох – руки поднимаются вверх и назад, касаются пола. Выдох – руки возвращаются в начальное положение, при этом ребенок произносит: «Вни-и-и-з».
Упражнение 3. «Часики». Малыш стоит, руки опущены, ноги на ширине плеч. Изображая часы, ребенок размахивает прямыми руками назад и вперед, говоря: «Тик-так».
Упражнение 4. «Водолаз». Ребенок должен представить, что он спускается под воду на море. Делается глубокий вдох, дыхание задерживается так долго, насколько это возможно.
Упражнение 5. «Паровозик». Ребенок изображает паровоз. Для этого, он идет, делая попеременные движения руками, при этом приговаривая: «Чух-чух-чух». Затем останавливается и произносит: «Ту-ту-тууу».
Упражнение 6. « Вырасту большим». Малыш стоит прямо, соединив ноги вместе. Руки поднимаются в стороны и вверх. Вдох – подняться на носочки, хорошо потянуться. Выдох – руки вниз, опускается на ступню, при этом произносит: «У-х-х-х».
Данные упражнения нужно выполнять по 4-6 раз каждое. Если ребенок устал, делается небольшой перерыв.
Комплекс дыхательных упражнений для детей от 5 до 7 лет.
К упражнениям, которые приведены выше, можно добавить следующие.
Упражнение 1. «Хомячок». Ребенок изображает хомячка – надувает щеки и так проходит несколько шагов. Затем оборачивается, хлопает себя по щекам, выпуская воздух.
Упражнение 2. «Роза и одуванчик». Ребенок стоит прямо. Глубокий вдох носом – «нюхает розу», выдох – максимально выпуская воздух, «дует на одуванчик».
Упражнение 3. «Ворона». Малыш стоит, опустив руки и слегка расставив ноги. Вдох – руки широко разводятся в стороны (крылья), выдох – медленно опускаются руки, ребенок произносит: «Каррррр».
Упражнение 4. «Курочка». Малыш садится на стул, опустив руки. Быстрый вдох – руки поднимаются ладонями вверх к подмышкам (крылышки). Выдох – руки опускаются, поворачивая ладони вниз.
Источник: http://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/dykhatelnye-uprazhneniya-dlya-detej.php
“Дыхательная гимнастика как один из видов сохранения и стимулирования здоровья детей”
Опубликовано: 21:09:18 23-10-2015
«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,
потому что болеют, а болеют, потому
что не умеют правильно дышать.
Научите их этому – и болезнь отступит»
А.Н. Стрельникова
Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования.
Для достижения этой задачи в ДОУ используются различные методики и формы работы, в том числе гимнастика, которая включается в образовательную деятельность с другими образовательными областями.
Среди основных видов гимнастик, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, особого внимания заслуживает дыхательная гимнастика.
Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у детей очень высок. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся.
И без того узкие дыхательные ходы при заболевании становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать. Жизненная ёмкость лёгких тем меньше, чем меньше ребёнок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребёнок часто и поверхностно дышит.
Вот почему в физкультурно-оздоровительную работу дошкольного учреждения необходимо включать дыхательную гимнастику.
Дыхание – это один из важнейших физиологических процессов. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, работоспособность и выносливость.
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья.
Систематическое проведение дыхательной гимнастики помогает эффективно решать задачи по укреплению дыхательной мускулатуры детей с целью повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также является неотъемлемой частью работы по формированию у дошкольников здорового образа жизни.
Значение дыхательной гимнастики дляобщего физического развития дошколят очень велико, ведь:
-упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка;
-упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой;
-правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья;
-дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания;
-медленный выдох помогает ребёнку успокоиться, расслабиться, справиться с волнением и раздражительностью, тем самым, помогает избежать стресса.
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
- очистить носовые ходы;
- все упражнения выполнять легко, естественно, без излишних усилий и напряжения (главное, чтобы ребёнок не утомлялся и не задыхался после выполнения упражнений);
- находиться в стадии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
- следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе и длительности и плавно переходили друг в друга (если не оговорено какое-либо изменение актов вдоха и выдоха в примечании, согласно применяемой методики).
Этапы последовательности проведения дыхательной гимнастики:
Дыхательную гимнастику необходимо проводить каждый день в хорошо проветренном помещении, в любое удобное время дня, исключая 20—30 минут до еды и сна и 1 час после приема пищи. Во время совместной образовательной деятельности отводится 3—6 минут в зависимости от возраста. Проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы:
-НОД
-утренняя гимнастика
-прогулки (температура – выше 10-12 *)
-праздники
-гимнастика после сна и т.д.
Особенности использования дыхательной гимнастики. Дети охотнее выполняют дыхательную гимнастику, если она идет в музыкальном сопровождении.
Весь комплекс необходимо превратить в игру. Все основные правила выполнения упражнения даются в игровой форме.
Например, для тренировки предельно активного и шумного, резкого и короткого вдоха можно дать детям игровые задания: “Гарью пахнет! Откуда? Тревога! Нюхайте! ” Необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики.
У дошкольников отсутствует мотивация сохранения и укрепления собственного здоровья, поэтому необходима вводная беседа о важности этих упражнений. Важное условие эффективности такой гимнастики в том, что её нужно выполнять регулярно, без перерывов.
Универсальность дыхательной гимнастики:
– не имеет противопоказаний
– очень результативна
– повышает внимание и улучшает память
– в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе
– улучшает речевое дыхание и звучность речи
– устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи
– лечебная и профилактическая
– оздоровительная и развивающая
– восстанавливающая силы и улучшающая настроение
– выполняется сидя, лежа, стоя
– в помещении и на улице
-выполняется как по частям, так и комплексно
– используется с раннего возраста, как индивидуально, так и с группой детей.
Существуют различные методики дыхательной гимнастики:
- гимнастика по А. Н. Стрельниковой
- гимнастика по К. П. Бутейко
- гимнастика по Б. С. Толкачева
- гимнастика по М. Л. Лазарева и др.
Все они построены на упражнениях, главными элементами которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание.
Метод дыхательной гимнастики Б.С. Толкачевой, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.
Методика К.П. Бутейко состоит в достижении максимального расслабления диафрагмы – основной дыхательной мышцы. Методика дыхательной гимнастики по Бутейко основана на соблюдении всего двух принципов: уменьшение глубины вдоха; увеличение паузы после выдоха. Вдох должен быть неполным, неглубоким.
Вдох – 2-3 секунды. Выдох – 3-4 секунды. Пауза – 3-4 секунды.
Методикой дыхательной гимнастики О.Г. Лобановой
Источник: http://a2b2.ru/methods/11647_dyhatelnaya_gimnastika_kak_odin_iz_vidov_sohraneniya_i_stimulirovaniya_zdorovya_detey
» Упражнения дыхательной гимнастики для дошколят
Факт, что сегодня значительно увеличилось число дошкольников, страдающими разными отклонениями состояния здоровья. Немало детей отстаёт в физическом и умственном развитии, часто заболевает инфекционно-вирусными заболеваниями и пр. По данным статистики, в настоящее время часто болеющим является каждый пятый ребёнок.
Часто болеют — сталкиваются со сложностями в своевременном усвоении знаний. Один из способов профилактики и укрепления здоровья детей — дыхательная гимнастика для дошкольников.
О том, каких видов она бывает, каковы показания к её проведению, как правильно её проводить с детьми разного дошкольного возраста, читайте в нашем материале.<\p>
Виды дыхательных упражнений
Дыхательная гимнастика для детей, особенно маленьких, представляет собой комплекс из простых весёлых упражнений
Известно несколько действенных комплексов дыхательных упражнений:
- гимнастика по А. Н. Стрельниковой
- гимнастика по К. П. Бутейко
- гимнастика из хатха-йоги
- и др.
Основу этих гимнастические комплексов составляют упражнения, компонентами которых являются:
- глубокое дыхание
- искусственное затруднение дыхания
- задержка дыхания
- замедление дыхания
- поверхностное дыхание.
Дыхательные упражнения бывают:
- статическими (которые выполняются в состоянии покоя)
- динамическими (которые выполняются с использованием элементов движения)
- специальными (т. е. дренажными – которые показаны при определённых заболеваниях).
Для детей, особенно маленьких, на этой основе созданы специальные комплексы, состоящие из простых (а иногда и очень занятных) упражнений.
Цель и значение дыхательной гимнастики
Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:
- упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
- упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
- правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
- дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Дыхательную гимнастику полезно будет выполнять, прежде всего, дошкольникам, которые часто болеют простудными заболеваниями, бронхитами и бронхиальной астмой.
У детей, страдающими заболеваниями органов дыхания, выполнение дыхательных упражнений значительно облегчает болезнь, сокращает её длительность и уменьшает возможность развития осложнений.
В этом случае дыхательная гимнастика играет роль дополнения к традиционному лечению (медикаментозному и физиотерапевтическому).
Правильно подобранный комплекс упражнений дыхательной гимнастики поможет развитию ещё несовершенной дыхательной системы ребёнка и укрепит защитные силы его организма.
Основа гимнастики — носовое дыхание, ведь оно стимулирует нервные окончания всех органов, которые находятся в носоглотке.
Показания и правила проведения занятий
Дыхательные упражнения могут проводиться как дома, так и в детском саду
Дыхательные упражнения подходят для всех возрастных групп дошкольников. Они могут проводиться как дома, так и в детском саду: во время утренней гимнастики или на прогулке.
Вначале дыхательные упражнения покажутся детям непростыми, поэтому взрослым необходимо помочь ребятишкам их освоить, обратив скучные движения в весёлую игру.
Одна из основных задач — научить малыша правильно, достаточно глубоко дышать, при этом максимально наполняя лёгкие, вдыхая, и расширяя грудную клетку, а выдыхая — освобождать лёгкие от воздуха, который там остался, выталкивая его с помощью сжатия лёгких. Ребёнок, который не до конца выдыхает, оставляет в лёгких «отработанный» воздух, мешающий поступлению свежего воздуха в нужном объёме.
Немаловажно использовать и упражнения, направленные, наоборот, на быстрое поверхностное дыхание.
Как проводить гимнастику с дошкольником
- Дыхательную гимнастику с детьми дошкольного возраста можно проводить дважды в течение 10-30 минут, и делать это лучше не ранее, чем через час после приёма пищи.
- Важно, чтобы занятия были проведены в интересной детям игровой форме.
- Чтобы детям было интересно, упражнения можно называть по-детски, забавно (ниже вы увидите примеры).
- Можно выдумывать свои упражнения, модифицировав стандартные.
- Интересной будет дыхательная гимнастика с применением игрушек.
- Полезно выполнять упражнения на улице в тёплое время года, на свежем воздухе.
- Если занятия проводятся в помещении, то нужно предварительно проветривать его.
- Заниматься нужно в лёгкой одежде и при температуре воздуха не выше 17-20 Сº.
- Важно постоянно заниматься дыхательной гимнастикой с ребёнком, так как результаты занятий будут видны только после продолжительного курса.
- Нагрузку можно увеличивать постепенно, увеличивая число повторений и усложняя упражнения.
Если родителям важно приучить ребёнка делать дыхательные упражнения, то неплохо делать их вместе с ним
Техника выполнения упражнений
Дыхательную гимнастику могут проводить педагог, инструктор, воспитатель или медицинский работник ДОУ. Освоить её могут и родители.
В основе методики проведения занятий дыхательной гимнастики для дошкольников — специальные статические и динамические дыхательные упражнения.
А в основе самих дыхательных упражнений лежит упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, сочетаемое с физическими упражнениями, которые направлены на общее укрепление организма и физическое развитие ребёнка.
Этого можно достичь, произнося в момент отрабатывания упражнений гласные звуки (а-а-а, о-о-о, у-у-у), шипящие согласные (ж, ш) и сочетания звуков (ах, ха, фу, ух,). Всё это лучше делать именно в игровой форме, например: жужжит пчёлка, гудит самолёт, едет поезд и т. д.).
Игры и упражнения, тренирующие органы дыхания детей дошкольного возраста
2-4 года
Упражнение «Воздушный шарик». Пусть ребёнок ляжет на спину на коврик и положит руки на живот. Он должен вообразить, что у него вместо живота воздушный шар.
Этот шарик-животик нужно медленно надувать на вдохе (через нос), задерживать на мгновение дыхание, и потом сдувать, медленно выдыхая воздух через рот.
Для образности можно положить на живот ребёнка небольшую мягкую игрушку и понаблюдать, как она поднимается и опускается.
Упражнение «Водолаз». Пусть ребёнок представит, что он в море и ныряет под воду. Чтобы продержаться под водой, нужно глубоко вдохнуть и постараться как можно длительнее задержать дыхание.
5-7 лет
Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух.
Попробуйте с ребёнком упражнение «Розочка и одуванчик»
Упражнение «Хомячок». Попросите малыша изобразить хомячка: надуть щёки и походить с там видом. Потом нужно хлопнуть себя по щёчкам, выпустив воздух. А потом надо сделать ещё несколько шагов, подышав при этом носом, как бы вынюхивая новую еду для следующего наполнения щёчек.
Упражнение «Дракон». Предложите ребёнку представить себя драконом, дышащим поочерёдно через каждую ноздрю. Первую ноздрю ребёнок пусть зажмёт пальцем, а другой — глубоко будет вдыхать и выдыхать воздух.
Упражнение «Брось мяч». Исходное положение — стоя, руки подняты вверх и держат мяч. Предложите ребёнку вдохнуть, после чего на выдохе бросить мяч вперёд от груди, при этом произнеся долгое «у-х-х».
Каждое упражнение нужно выполнить приблизительно 4-6 раз.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой
Метод Стрельниковой был запатентован в 70-х годах ХX века и стал использоваться как общеукрепляющая гимнастика, так и специальная — для лечения астматиков.
Главным здесь является вдох, во время которого грудная клетка ребёнка сжимается (из-за наклонов, поворотов и обхватывания рёбер руками), а не расширяется.
Базовый комплекс этой гимнастики состоит из 14 упражнений и состоит из физических и дыхательных упражнений.
Основные правила:
- Максимум эмоций на вдохе.
- Одновременность движений и вдохов.
- Вдохи повторяются так, будто накачивается камера или надувается воздушный шар. Пауза между вдохами — 2-3 секунды, а между выдохами — чуть больше.
- Количество вдохов подряд для каждого ребёнка определяется индивидуально.
Начинать осваивать с детьми эту гимнастику нужно с трёх основных упражнений:
- «Ладошки». Стойка прямо, руки до локтя опущены вдоль тела. Работают только кисти рук. Во время вдоха — ладошки сжать в кулаки. Сделать 4 шумных коротких вдоха (серию). Выдох — произвольно (носом, ртом). Всего нужно сделать 24 серии с перерывами 3-5 секунд.
- «Погончики». Стойка прямо, руки вдоль тела, кисти сжаты в кулаки. На вдохе кулаки резко разжать. Сделать по 8 громких коротких вдохов (серия). Рекомендуется выполнить 12 серий с небольшими перерывами.
- «Насос». Пружинистые наклоны вперёд с палочкой в руках. Вдох — во второй части наклона. После окончания наклона вдох закончить. Вдохи выполнять одновременно с наклонами, ритмично. На выдохе — выпрямиться. 1 серия — 8 вдохов. Всего выполнить 12 серий.
Смотрите видео, где дошкольники делают дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой
Игры и упражнения для дыхания в стихах
Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу. Попробуйте сделать с ребёнком такой комплекс упражнений:
Гуси высоко летят.
На детей они глядят.
1 — руки поднять в стороны — вдох
2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох
Ёжик добрый, не колючий,
Посмотри вокруг получше.
1 — поворот головы вправо — короткий шумный вдох носом
2 — поворот головы влево — выдох через слегка открытые губы.
Верный путь он нам покажет,
Повороты все укажет.
1 — правая рука вверх, левая рука в сторону — вдох через нос
2 — левая рука вверх, правая рука в сторону — выдох + звук «р-р-р»
Влево, вправо, влево, вправо,
А затем начнём сначала.
Руки на поясе — вдох
1 — наклон вправо — выдох
2 — руки на поясе — вдох
3 — наклон влево — выдох
4 — руки на поясе — вдох
Выдох со звуком «т-у-у-х».
Дыхательные упражнения способствуют укреплению здоровья ребёнка
Выполнение дыхательных упражнений во время зарядки, физкультминутки или прогулки — отличный способ профилактики возникновения простудных заболеваний, поднятия общего жизненного тонуса и укрепление психофизического здоровья дошкольников, что обеспечит правильное их развитие.
Источник: http://paidagogos.com/?p=8284